Эффективность современных систем защиты автомобиля от угона

Эффективность современных систем защиты автомобиля от угонаСовременный автомобиль — это и средство передвижения, и важнейший элемент личной свободы гражданина, и индикатор его социального статуса, и многое другое. Помимо прочего, автомобиль — это один из самых дорогих объектов частной собственности, стоимость которого зачастую приближается к стоимости недвижимого имущества. В отличие от «неподвижных» земельного участка, дома или квартиры, автомобиль по своей природе имущество движимое. Ему и «ноги приделывать» не надо — сам «побежит» — не догонишь. К тому же это имущество в силу характера пользования часто оставляется владельцем тут и там без присмотра. Поэтому-то автомобиль и представляет собой, с одной стороны, лакомый кусок для злоумышленников, именуемых угонщиками, с другой — неисчерпаемый источник прибыли для гигантской индустрии противоугонных средств. Гонке вооружений между «злодеями» и «защитниками» не видно конца. Как ни странно, в прибыли остаются обе стороны «холодной войны», чего нельзя сказать о десятках тысяч наших сограждан, ежегодно утрачивающих свою движимую собственность.

Учитывая высокий уровень преступности в нашей стране, трудно представить автомобиль, имеющий значимую остаточную стоимость (тем более автомобиль новый), без каких-либо средств защиты. Большинство вновь выпускаемых автомобилей оснащаются ими уже на конвейере. Как правило, новая иномарка в стандарте имеет иммобилайзер, а опционально ее можно оборудовать и оригинальной сигнализацией. Тем, кого по каким-то причинам не устраивают штатные противоугонные устройства, российский рынок предлагает широкий выбор механических замков, электронных сигнализаций, иммобилайзеров и спутниковых противоугонных систем. Наиболее ходовой товар — электронные сигнализации. По разным сведениям, в последние годы в России продавалось от 0,85 до 1,3 млн «сигналок». Емкость рынка таких устройств в кризисном году оценивалась в 150 млн долларов и отмечалась тенденция ее постоянного увеличения. Принимая во внимание прочие, менее популярные виды противоугонного оборудования, а также маржу многочисленных установщиков и маркировщиков, эту цифру можно смело увеличить вдвое. Таков примерный оборот российского «автозащитного бизнеса». Конечно, он уступает распродаже национальных сырьевых ресурсов, но тем не менее впечатляет.

Находится и возвращается к владельцам мизерная доля украденных машин. Остальные исчезают или как-то встают на учет и ездят по нашим дорогам. В группу наивысшего риска попадают владельцы машин, занимающих верхние строчки в многочисленных рейтингах самых угоняемых, которые регулярно публикуют различные аналитические агентства и страховые компании. Они отличаются в деталях, но отражают некоторые общие закономерности.

Бессменным лидером рейтингов является нетленная продукция АвтоВАЗа. Не мудрено — эти машины превалируют в структуре автопарка, как правило, хуже защищены, а потому представляют легкую добычу для «крадунов». На вторичном авторынке спрос на них есть. Правда, сами «ведра» мало кому интересны (разве уж совсем новые). В большинстве случаев злодеев интересуют «гайки» — порядка 90% угнанных машин отечественного производства разбирается на запчасти. Розничная торговля автокомпонентами оказывается доходнее оптовой. С иномарками ситуация прямо противоположная. По оценкам специалистов, по запчастям реализуются примерно 2 автомобиля из 10 угнанных. Как правило, на разбор отправляются машины в возрасте 5–7 лет. Более свежие после легализации тем или иным способом продаются на вторичном рынке. Естественно, в «черных списках» фигурирует зарубежная продукция, которая пользуется наибольшим спросом.

Кстати, стоит отдать должное вкусам большинства россиян, все чаще ставящих соображения надежности и практичности выше эфемерной престижности. Подавляющее большинство иномарок угоняется по предварительному заказу. Часто для упрощения легализации похищенного автомобиля угон совершается под документы, оставшиеся от машины, не подлежащей восстановлению (попавшей в серьезное ДТП, сгоревшей и т. д.). После поиска угоняется машина той же марки, модели и цвета. Остается лишь подправить несколько знаков на номерных агрегатах. Существующие технологии позволяют выполнить эту операцию так, что обман может быть раскрыт только при инструментальной экспертизе. Можно и вовсе избежать какой-либо экспертизы — сегодня в ходу такая услуга, как постановка на учет без осмотра машины. Практикуется и другая схема легализации — «машина-двойник». Угоняется автомобиль, документы оформляются на похожую машину, которая реально существует где-то в другом регионе, и выписывается доверенность на нового владельца. Естественно, подобные варианты проворачиваются не без помощи «оборотней в погонах».

Нередко машины угоняются для временного использования при совершении преступлений. Машина похищается не потому, что злоумышленник решил «из принципа» насолить ее владельцу. Угон — исключительно коммерческое предприятие, рискованное, но очень прибыльное. Допустим, некий нечистый на руку продавец (он может быть, например, работником автосалона) находит потенциального клиента, готового купить годовалую машину определенной марки, комплектации и цвета за «лимон». «Продаван» заказывает автомобиль преступной группировке за 60–70% от этой цены. За такую сумму он вскоре получает легализованную машину с перебитыми номерами, с документами и с «легендой», что она пригнана, допустим, из Европы. Недорогая машина чаще угоняется «индивидуалом», а в схеме угона дорогого автомобиля может быть задействована целая бригада. Кто-то ищет, кто-то страхует, кто-то обеспечивает временное хранение и «корректировку» номеров агрегатов, кто-то — изготовление липовых или оформление «легальных» регистрационных номеров и документов. Собственно угонщик — это мелкий исполнитель, который забирает машину и пригоняет ее в условленное место. На разные расходы злодеи могут потратить до 15–20% от суммы, за которую их подрядили, то есть рентабельность «злодейского предприятия» составляет минимум 500%! Примерно половина их расходов — это оплата квалифицированного труда угонщика. Нетрудно посчитать, что при принятых нами исходных данных его «зарплата» за полчаса работы составляет 40–60 тысяч рублей. Такой тариф позволяет угонщику иметь нужное оборудование, инструмент и техническую документацию.

Открытых данных об обороте «угонного» бизнеса нет, но порядок цифр прикинуть можно. По статистике, доли похищаемых иномарок и «нашемарок» относятся как 2:1. Среднюю рыночную стоимость первых в возрасте 2–3 лет, например, оценим в 15 тыс. долларов, вторых — в 6 тыс. долларов и учтем, что «отдача» злоумышленникам составляет упомянутые 60–70% от их «отпускной цены». После несложных манипуляций табло калькулятора покажет 9-разрядное число порядка полмиллиарда. Заметьте: не рублей, а долларов! Неудивительно, что находится немало охотников поучаствовать в разделе такого куша.